Мода, жизнь, истории

Синий чулочек

02.10.2010

Это цвет формы. Формы школьника и пограничника, проводника поезда, стюардессы, и многих других. "Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне, с цифрой "5" на медной бляшке, в синей форменной фуражке"? Это цвет деловых костюмов, строгий, но беспроигрышный – чёрный слишком мрачен, зато синий в самый раз. Это воплощённая практичность – синие джинсы и рабочий комбинезон.

Синий, такой привычный, такой спокойный, такой повседневный.

Но...

Какого цвета волшебная птица, которую ищут герои известной пьесы-сказки?

Какого цвета розы, которых просит героиня одного из стихотворений Киплинга?

 

Я алые, белые розы в букет

Сложил для любимой, но радости нет...

Любовь, подскажи, как тебе угодить?

"Я синие розы хочу получить".

 

Герой готов обыскать весь мир, но...

 

Домой возвратившись морозной зимой,

Глупышки-любви не застал я живой.

С последним дыханьем, у смерти из рук

Всё синие розы просила, мой друг.

 

Они синие, эти розы, символ недостижимой мечты. И птица счастья тоже синяя

 

Они синие, эти розы, символ недостижимой мечты. И птица счастья тоже синяя.

 

"Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечёт нас за собою", – писал Гёте.

"Синий цвет, небесный цвет", цвет любви – но любви божественной, идеальной. Цвета одежд старинных мадонн. Таинственный, но вместе с тем принадлежащий всем и каждому.

Голубой цвет, по сути, это светлый оттенок синего, но он заслуживает отдельного разговора, а сегодня поговорим именно о синем. 

Он выручит всегда, в любой ситуации – в дождливую осень можно защититься от грязных брызг тёмно-синей курткой; а летом, на палубе лайнера, поиграть в кокетливого моряка – что может быть настоль ярким и сдержанным одновременно, как "морское" сочетание белого и синего?

А самых разнообразных оттенков у синего не меньше, чем перьев в хвосте у той самой синей птицы...

 

А самых разнообразных оттенков у синего не меньше, чем перьев в хвосте у той самой синей птицы...

 

Черрути и Версаче, Соня Рикель и Виктория Бэкхем – этой осенью модная дань синему отдана по полной.

 

Черрути и Версаче, Соня Рикель и Виктория Бэкхем – этой осенью модная дань синему отдана по полной.

Черрути и Версаче, Соня Рикель и Виктория Бэкхем – этой осенью модная дань синему отдана по полной.

 

Но что ему современность, этому прекрасному цвету?

А если учесть, что природные синие красители редки, то и ценили синий цвет в одежде весьма высоко.

В синий наряжается героиня карело-финского эпоса "Калевала":

 

И нашла под пёстрой крышкой

Золотых шесть подпоясок,

Синих семь прекрасных платьев.

Одевается богато,

Выбирает, что получше:

И подвески золотые,

И серебряный кокошник,

Синий выбрала налобник,

Ленту красную на косу.

 

Со страниц средневековых манускриптов смотрят на нас кавалеры и дамы в тёмно-синем, ярко-синем, светло-синем...

 

Со страниц средневековых манускриптов смотрят на нас кавалеры и дамы в тёмно-синем, ярко-синем, светло-синем...

 

Вот Её Величество, Елизавета II, в парадном облачении члена знаменитого ордена.В середине XIV века английский король Эдуард III основал и поныне существующий рыцарский орден, Орден Подвязки (кстати, дамская подвязка, которая, согласно легенде, послужила поводом для создания ордена, была голубого цвета), и мантии рыцарей были синего цвета.

В наше время они из тёмно-синего бархата.

Помните относительно недавний фильм "Королева" с актрисой Хелен Миррен в главной роли? В первых же кадрах королева позирует художнику в роскошном тёмно-синем одеянии – это и есть мантия члена Ордена подвязки.

Да и сама подвязка, самый старинный символ ордена, который мужчины надевают на левую ногу под коленом, а дамы – на левую руку выше локтя, делают из бархата тёмно-синего цвета.

Что ж, синий (включая голубой) – цвет благородный, цвет власти...

Вот Её Величество, Елизавета II, в парадном облачении члена знаменитого ордена

 

 

Бытовало, правда, и другое значение этого цвета.

Поначалу в Средние века синий считался цветом верности в любви, а затем... превратился в цвет неверности.

 

Одежды синий цвет не убедит,

Равно как и девиз, в любови прочной;

Но кто душою предан и хранит

Честь дамы сердца от хулы порочной, ...

…Не в синем, хоть любовью дорожит, -

Неверный же, который все грешит,

Скрывает грех одеждою нарочной,

Облекшись в синее...

 

Поначалу в Средние века синий считался цветом верности в любви, а затем... превратился в цвет неверности.

 

Дамы XVI века были к синему относительно равнодушны, куда популярнее были чёрный цвет и оттенки красного, а вот в XVII он начинает медленно возвращаться (правда, скажем откровенно, светло-синий, то есть голубой, любили куда больше).

 

Дамы XVI века были к синему относительно равнодушны, куда популярнее были чёрный цвет и оттенки красного, а вот в XVII он начинает медленно возвращаться (правда, скажем откровенно, светло-синий, то есть голубой, любили куда больше).

 

В XVIII синий не превратился в самый любимый цвет, но был достаточно любим и кавалерами (синие бархатные камзолы, шёлковые жилеты), и дамами – платья, одежда для дома, отделка...

 

В XVIII синий не превратился в самый любимый цвет, но был достаточно любим и кавалерами (синие бархатные камзолы, шёлковые жилеты), и дамами – платья, одежда для дома, отделка...

 

"Одет он был с чисто английской эксцентричностью: на нем был синий фрак с золотыми пуговицами и высоким пикейным воротничком, какие носили в 1811 году, белый казимировый жилет и белые нанковые панталоны" – ну не красавец ли? Но по-настоящему воцарится синий в следующем веке, XIX.

По городским улицам и страницам романов прогуливались щёголи в синем – все остальные сколько-нибудь сочные цвета они оставили дамам, но лишиться и этого...

Увольте! Имейте совесть!

"Из внутреннего кармана его пальто выглядывал синий в белый горошек платок, а само пальто было распахнуто, давая тем самым возможность всем желающим полюбоваться кашемировым жилетом в сине-белую полоску и галстуком из белого муслина в чёрный горошек".

"Он действительно смотрел теперь барином, и при том довольно франтоватым: синий фрак с золотыми пуговицами".

"Одет он был в синий однобортный сюртук с длинной талией и синий жилет с темными полосками шириною в дюйм".

"Ярко-синий фланелевый костюм облегал его с головы до пят".

"Одет он был с чисто английской эксцентричностью: на нем был синий фрак с золотыми пуговицами и высоким пикейным воротничком, какие носили в 1811 году, белый казимировый жилет и белые нанковые панталоны".

...Ну не красавец ли?

"Синие бархатные мундиры", "синие бархатные штаны украшены пестрыми лампасами и серебряными пуговицами", "картуз тонкого синего сукна", "плисовые синие панталоны", "длиннополая сибирка тонкого синего сукна, с мелкими сборами назади" – пусть и лишённая ярких красок минувших веков, мужская мода всё ещё была достаточно эффектна, и в немалой степени это заслуга синего цвета.

"Помимо каррика тогда входил еще в моду широкий синий, подбитый бархатом черным, а часто и малиновым, плащ, называвшийся "альмавива" по имени известного персонажа в пьесе Бомарше".

 

Дамы тоже любили синие оттенки, особенно когда дело доходило до костюмов, заимствовавших элементы мужской моды – скажем, для верховой езды. Или же напоминавшие военные ("а я люблю военных!") мундиры.

Дамы тоже любили синие оттенки, особенно когда дело доходило до костюмов, заимствовавших элементы мужской моды – скажем, для верховой езды. Или же напоминавшие военные ("а я люблю военных!") мундиры. "В амазонке из плотного синего сукна, с длинным шлейфом, перекинутым через левую руку, она казалась выше ростом; корсаж в виде жилета с маленькими круглыми басками, словно кожа, облегал её плечи, бёдра и грудь. На рукавах были полотняные манжеты, из-под полотняного воротничка выступал кантик синего фулярового галстука. Мужской цилиндр ловко сидел на скрученных узлом волосах, а накинутый на него газовый шарф, пронизанный золотой пылью солнца, казался голубоватым облачком".

"Неужели новое платье? Она сняла его с комода, и оно оказалось чудесным костюмом для верховой езды, сшитым из тончайшей тёмно-синей материи, отделанной серебряной тесьмой. Там была и шляпа, тоже тёмно-синяя, украшенная белым страусовым пером".

"Мальчик думал, что она ряженая. На ней была прелестная юбка из синего фая с широкими оборками, а поверх неё – нечто вроде гвардейского мундира из нежно-серого шелка. Полы мундира на синей атласной подкладке, более тёмного оттенка, чем юбка, были изящно отогнуты и скреплены бантами из лент, а широкие обшлага на рукавах и отвороты корсажа отделаны тем же атласом.

Но самой смелой и оригинальной отделкой костюма служили огромные пуговицы из поддельного сапфира в лазоревой я прелестноправе, нашитые в два ряда на мундир. Это было безобразно и в то же время прелестно".

Впрочем, синими были не только амазонки, отнюдь – платья и верхняя одежда для прогулок, домашние платья...

"Эйлин в костюме из синего шёлка с бархатной пелеринкой такого же цвета и замысловатой отделкой из складочек и рюшей имела большой успех. Синий бархатный ток с высокой тульей, украшенный тёмно-красной искусственной орхидеей придавал ей несколько необычный и задорный вид".

 

Впрочем, синими были не только амазонки, отнюдь – платья и верхняя одежда для прогулок, домашние платья...

Впрочем, синими были не только амазонки, отнюдь – платья и верхняя одежда для прогулок, домашние платья...

 

А каких только названий не было для различных оттенков!

"Просто синий" – это так скучно...

А вот "блёраймондовый" или "Лавальер", в честь фаворитки Людовика XIV – другое дело. 

Модный журнал 1834 года так описывал "прекрасный наряд для гулянья, простой и благородный – тёплый капот на вате, из штофной материи синего цвета, разрезанный сбоку и завязанный атласными лентами; шляпка бархатная тёмножёлтая; ботинки, застегнутые пуговками, и соболья муфтка".

 

А каких только названий не было для различных оттенков!

 

В то же время синий всё больше становится "форменным" цветом.

Синие суконные гимнастёрки и светло-синие фуражки гимназистов, различные мундиры; при императорском дворе цвета регламентировались строго, и, к примеру, парадные платья наставниц великих княжон должны были быть из синего бархата, а у их фрейлин – светло-синего. Но так просто синий не сдастся, и будет упорно сопротивляться – он годится не только на форму!

Незадолго до Первой мировой войны Европа вернулась к ярким цветам, которые вытеснила мода рубежа веков, и яркий синий, такой нескромный в отличие от своих тёмно-синих коллег, торжественно вышел на сценуЕщё в середине XVIII в Англии возник термин "синий чулок", означавший женщину, которая ценила свой ум и творчество куда выше семьи или собственной внешности (заметим, первым это прозвище получил мужчина!).

Ну и что? Это не повод считать синий скучным.

Кутюрье начала XX века, Мариано Фортюни, сын известного художника, создавал не только платья, но и ткани – его произведения были так прекрасны, что вдохновляли писателя Марселя Пруста, который не раз описывал их в своих романах: "В тот вечер Альбертина надела платье от Фортюни, и оно показалось мне соблазнительной тенью незримой Венеции. Оно пестрело арабской орнаментацией, как Венеция, как венецианские дворцы, укрывающиеся, наподобие султанш, за каменной резьбой, как переплёты книг Амброзианской библиотеки, как колонны, с которых птицы, символизирующие то смерть, то жизнь, отражающиеся в блеске густо-синей ткани, которая, чем глубже уходил в неё мой взгляд, тем явственнее она превращалась из густо-синей в расплавленное золото, – так при приближении гондолы превращается в пылающий металл лазурь Канале Гранде".

Незадолго до Первой мировой войны Европа вернулась к ярким цветам, которые вытеснила мода рубежа веков, и яркий синий, такой нескромный в отличие от своих тёмно-синих коллег, торжественно вышел на сцену – причём как в переносном смысле, так и в прямом – сценические костюмы знаменитых "Русских сезонов", костюмированные балы...

Известный художник Лев Бакст, который создавал великолепные костюмы не только для балерин, но и для "обычных" (впрочем, всё равно "необычных" – в его-то экстравагантных нарядах!) женщин, любил синий.

 

Известный художник Лев Бакст, который создавал великолепные костюмы не только для балерин, но и для "обычных" (впрочем, всё равно "необычных" – в его-то экстравагантных нарядах!) женщин, любил синий.

 

Леон Бакст, набросок к костюму"Исключительный по великолепию и оригинальности костюм из бархата и шёлка pur Bakst г-жи Ел. Павл. Олив из сочетаний чёрно-синего бархата, отделанного крупнейшими сапфирами и необыкновенными изумрудами, зелёного шёлка, расписанных серебряными орнаментами. Вся причёска из синих волос цвета кобальта, отделанная пышными страусовыми перьями зелёного, лилового и синего цвета".

Впечатляет, правда?

Это костюм для бала-маскарада в восточном стиле.

 

Солидный. А даже если и праздничный, то всё равно сдержанный.

 


 

 

 

  

Что ж, скоро маскарад закончится, и в свои права вступит "настоящий, некалендарный XX век".

В нём синему придётся нелегко.

Нет-нет, его будет много, но он окончательно закрепится, как цвет деловой, практичный, немаркий, респектабельный, консервативный. Солидный.

А даже если и праздничный, то всё равно сдержанный.

Его будут сочетать с разными цветами, пытаясь с красным добиться яркости, с жёлтым – жизнерадостности, бежевым – элегантности...

И только иногда мы будем вспоминать про синюю птицу и синие розы.

...Однажды сказочная идеальная няня Мэри Поппинс отправилась на прогулку: "Сегодня на ней было синее пальто с серебряными пуговицами и синяя шляпка в тон, а в те дни, когда она была так одета, она очень легко обижалась".

Что ж, гуляйте в синем и не обижайтесь!

Просто будьте, как Мэри, "леди Совершенство".

 

И только иногда мы будем вспоминать про синюю птицу и синие розы.

 

Марьяна Скуратовская, историк моды, - для Sweetstyle

Стихотворение Киплинга процитировано в переводе Валерия Луккарева

 

Иллюстративный ряд:

Костюмы из коллекций музея Метрополитан (http://www.metmuseum.org) и Киотского института костюма (http://www.kci.or.jp).

Современные модели - с сайта http://style.com/