Мода, жизнь, истории

Киновинтаж

08.08.2010

Маленькая девочка, не отрываясь, смотрит на экран.

Веера! Перья! Шляпки!

И, главное, платья.

Мало того, что необычные, так ещё и такие длинные, что не видно даже кончика туфли.

И на долгие годы любые фильмы на историческую тему останутся для неё "теми, где женщины в длинных платьях".

История моды не проще (хотя, конечно, порой и ярче) других исторических дисциплин.

И если нет ни желания, ни времени в неё углубляться, то откуда же и узнавать, как одевались люди прошлых веков, как не из фильмов!

Книги? Да, конечно. Но даже если описания костюмов подробны, что встречается не так уж и часто, всё это ещё нужно себе представить.

Но достаточно даже мельком взглянуть на экран – и перед вами ожившие герои какой-нибудь эпохи, галантной или не очень. И вот уже кажется, что всё ясно – тогда-то одевались так-то.

А... вы уверены?

Достоверность костюмов, их соответствие эпохе – это цель, которую ставят перед собой при съёмках фильма далеко не всегда. Иногда они бывают фантастически красивы, но весьма далеки от того, что носили в действительности. Иногда соблюден общий силуэт, и только. Иногда отражают эпоху во всех, даже мельчайших, деталях. Режиссёр и художник по костюмам могут преследовать свои цели, и "историчность" костюмов может быть в конце длинного списка. В других случаях они бы и рады соблюсти все тонкости, но просто нет возможностей. В том числе и материальных.

И, заметим, всё это не имеет ни малейшего отношения к тому, хорош ли фильм и любят ли его. Да, небесно-голубое платье Анны Австрийской на балу в ратуше в советской экранизации "Трёх мушкетёров" весьма условно – нет корсета, "не та" форма декольте и проч., и проч. Но... кто из нас с детства не запомнил Алису Фрейндлих в этом волшебном образе? И кому из поклонников фильма мешают его любить его же костюмные огрехи?

Любят ведь не за костюмы...

Хотя порой именно за них.

Роскошная чёрная шляпа с высокой тульей и пышнейшими перьями настолько понравилась Кейре, что после съемок фильма актриса не захотела с нею расстаться – есть портрет Джорджианы, где она изображена в очень похожей шляпе. В одной из сцен она в тёмно-синем костюме, напоминающим тогдашнюю военную форму, с золотой отделкой, с роскошной лисьей муфтой и такой же меховой отделкой на шляпе. Цветами партии "вигов", которым покровительствовала герцогиня Девонширская, были синий и оранжевый, так что цвета костюма Джорджианы в этом эпизоде, где она проявляет свои политические симпатии, изящно эти симпатии поддерживают.

Фильм "Герцогиня" с Кейрой Найтли в главной роли вышел на экраны в 2008 году. Это экранизация биографии леди Джорджианы Спенсер, ставшей герцогиней Девонширской, одной из самых прославленных красавиц (и, заметим, умниц) своей эпохи – второй половины XVIII века. Герцогиня блистала в обществе не просто в качестве красивой женщины со скандальной личной жизнью, "браком на троих". Она была и хозяйкой салона, занималась политикой...

Но в этих ипостасях зрители её, увы, не увидели.

Зато увидели красивую женщину в потрясающих нарядах. 

Чего только стоит роскошная чёрная шляпа с высокой тульей и пышнейшими перьями! Она настолько понравилась Кейре, что после съемок фильма актриса не захотела с нею расстаться – есть портрет Джорджианы, где она изображена в очень похожей шляпе.

В одной из сцен она в тёмно-синем костюме, напоминающим тогдашнюю военную форму, с золотой отделкой, с роскошной лисьей муфтой и такой же меховой отделкой на шляпе.  
 

Цветами партии "вигов", которым покровительствовала герцогиня Девонширская, были синий и оранжевый, так что цвета костюма Джорджианы в этом эпизоде, где она проявляет свои политические симпатии, изящно эти симпатии поддерживают.

 

Герцогиня блистала в обществе не просто в качестве красивой женщины со скандальной личной жизнью, "браком на троих".  Она была и хозяйкой салона, занималась политикой... Но в этих ипостасях зрители её, увы, не увидели. Зато увидели красивую женщину в потрясающих нарядах.

Герцогиня блистала в обществе не просто в качестве красивой женщины со скандальной личной жизнью, "браком на троих".  Она была и хозяйкой салона, занималась политикой... Но в этих ипостасях зрители её, увы, не увидели. Зато увидели красивую женщину в потрясающих нарядах.

 

"Оскара" за них фильм получил вполне заслуженно – порой кажется, что костюмы просто сошли с работ кисти Гейнсборо или Рейнольдса, знаменитых портретистов той поры.

Впрочем, неудивительно – Майкл О'Коннор, художник по костюмам, вдохновлялся, помимо прочего, и портретам Джорджианы, а писали знаменитую герцогиню часто.

 

Портреты настоящей Джорджианы кисти Гейнсборо и Рейнольдса.

 

Сложный переходный период в тогдашней моде, от перегруженных бантами, оборками, кружевами и прочим "дамским счастьем" нарядов к менее вычурным, отражён в фильме почти "на отлично". Такое впечатление, что костюмы просто-напросто сбежали из музея Виктории и Альберта, чтобы дать собой полюбоваться на большом экране.

К примеру, "robe a la Francaise", нежнейшее платье из шёлка кремового цвета, свадебное – Джорджиана вышла замуж в 1774 году – вполне соответствует придворной моде той поры (более простые наряды в "английском" стиле уже начали вытеснять "французские", но придворная мода была весьма консервативна). В упомянутом музее хранятся очень похожие платья, и среди них есть тоже, представьте, кремовое, так что свадебный наряд герцогини явно кузен музейного.

 

Такое впечатление, что костюмы просто-напросто сбежали из музея Виктории и Альберта, чтобы дать собой полюбоваться на большом экране.


 

А теперь пройдёмся по шкале времени чуть вперёд и окажемся в начале XIX века.

Если в экранизации знаменитого романа Джейн Остен "Гордость и предубеждение"  2005 года, с той же Кейрой Найтли в главной роли, наряды порой весьма спорны, то мини-сериал BBC 1995 года, куда более любим поклонниками (а, вернее, поклонницами) книги.

В том числе за внимание, с которым работал художник по костюмам.

 

А теперь пройдёмся по шкале времени чуть вперёд и окажемся в начале XIX века.

Актёр в роли главного героя, мистера Дарси, должен был выглядеть привлекательно не только в глазах остальных персонажей, но и в глазах современных зрительниц. Что ж, для него подобрали исторически-правильные костюмы и аксессуары, но такие, которые с удовольствием надели бы многие джентльмены и век спустя, и при этом чувствовали бы, что выглядят отлично.

 

 

Да, использовать сохранившиеся ткани начала позапрошлого века всё-таки не стали – уж слишком деликатны эти материи, в прямом смысле. Зато создали новые, с соответствующими узорами.

Пять сестёр Беннет, из семьи весьма скромного достатка, носят скромные же светлые платья, а гостьи, приехавшие из Лондона разряжены в плотные шелка ярких цветов, головные уборы украшены перьями – по последней моде.

Актёр в роли главного героя, мистера Дарси, должен был выглядеть привлекательно не только в глазах остальных персонажей, но и в глазах современных зрительниц. Что ж, для него подобрали исторически-правильные костюмы и аксессуары, но такие, которые с удовольствием надели бы многие джентльмены и век спустя, и при этом чувствовали бы, что выглядят отлично. 

 

Увы, то, что модно, не обязательно вам идёт, а то, что идёт, не обязательно модно.

Приходится тратить время в поисках золотой середины...

И в жизни, и в фильмах.

 

Да, то, что модно, не обязательно вам идёт, а то, что идёт, не обязательно модно. Приходится тратить время в поисках золотой середины... И в жизни, и в фильмах.

 

Одна из героинь фильма "Век невинности" (экранизация известного романа Эдит Уортон о жизни высшего нью-йоркского общества, действие которого происходит в 1870-ые годы), спрашивает героя: "О моде действительно нужно серьёзно заботиться? – Только тем, у кого нет других серьёзных забот".

Слово "мода" в этом романе встречается, заметим, очень часто – "модное платье", "модная гостиная" и т.д., а создатели экранизации подошли к воссозданию модных деталей с необыкновенной тщательностью.

Фактически безупречной. Герои совершают прогулки, слушают оперу, обедают, развлекаются стрельбой из лука, танцуют на балу... 

И для каждого эпизода – свой туалет; изысканный, соответствующий эпохе не то что вплоть до десятилетия или года – вплоть до нескольких месяцев!

 

Слово "мода" в этом романе встречается, заметим, очень часто – "модное платье", "модная гостиная" и т.д., а создатели экранизации подошли к воссозданию модных деталей с необыкновенной тщательностью. Фактически безупречной.

 

Если же кому-то из знатоков моды покажется, что на одной из дам «прошлогоднее» платье, то можно обратиться первоисточнику, к роману Эдит Уортон, и узнать об особенностях нью-йоркских взглядов на приличия:

 

Кадр из фильма "Век невинности"— Экстравагантные туалеты… — начала мисс Джексон. — Силлертон возил меня на премьеру в оперу, и я могу сказать, что одна только Джейн Мерри была в прошлогоднем платье, но и его немножко переделали. Но я-то знаю, что она получила его от Ворта всего два года назад, потому что моя портниха всегда переделывает ее парижские туалеты, прежде чем она их наденет.

— Ах, Джейн Мерри — одна из нас, — со вздохом сказала миссис Арчер, словно находя весьма малопривлекательным век, когда дамы, едва успев выкупить свои туалеты из таможни, тут же принимаются в них щеголять, не дав им отлежаться и созреть под замком, по обычаю современниц миссис Арчер.

— Да, она одна из немногих, — подхватила мисс Джексон. — Во времена моей молодости считалось вульгарным одеваться по последней моде, и Эми Силлертон всегда мне говорила, что в Бостоне существовало правило прятать парижские платья на два года. Старая миссис Бэкстер Пеннилоу — она всегда соблюдала этикет — каждый год заказывала дюжину платьев — два бархатных, два атласных, два шелковых, а остальные шесть из поплина и тончайшей шерсти. Это был постоянный заказ. Перед смертью она два года болела, а когда она скончалась, у нее нашли сорок восемь вортовских платьев, даже не вынутых из папиросной бумаги, и по окончании траура ее дочери смогли надевать на симфонические концерты платья из первой партии, не боясь опередить моду.

— Да, но ведь Бостон гораздо консервативнее Нью-Йорка. Впрочем, я всегда считала, что надежнее всего надевать французские туалеты сезоном позже, — сказала миссис Арчер.

 

Бесконечные пуговки, оборки, пышные складки ткани (в моде турнюры) в результате ещё больше подчёркивают страсть и страсти героев. Высокий воротничок и узкие перчатки могут быть соблазнительными куда больше самого глубокого декольте.

 

Бесконечные пуговки, оборки, пышные складки ткани (в моде турнюры) в результате ещё больше подчёркивают страсть и страсти героев. Высокий воротничок и узкие перчатки могут быть соблазнительными куда больше самого глубокого декольте.

 

"Вечером дамы обыкновенно принимали в «простых обеденных платьях» — тесных шелковых кольчугах с китовым усом, с кружевами вокруг высокого выреза и узкими сборчатыми рукавами, открывавшими руку ровно настолько, сколько требовалось, чтобы разглядеть этрусский золотой браслет или бархотку. Но госпожа Оленская, пренебрегая традицией, была в длинном свободном платье из красного бархата с блестящим черным мехом, который до самого подбородка закрывал ей шею и спускался по переду вниз. Арчер вспомнил виденный им во время последней поездки в Париж портрет кисти нового живописца, Каролюса Дюрана (чьи картины произвели сенсацию в Салоне), изображавший даму в смелом, облегающем фигуру платье с мехом по вороту. Мех в жарко натопленной гостиной и закрытая шея при обнаженных руках наводили на мысль о чем-то порочном и соблазнительном, но общее впечатление было, несомненно, приятным".

Кадр из фильма "Век невинности"Да, Элен Оленская, "роковая женщина", постоянно бунтует против строгих правил, да и... против моды заодно. Так что высшему свету есть о ком посплетничать:

— Интересно, какую шляпку она носит днем — с полями или без полей? — задумчиво проговорила Джейни.

— Говорят, в опере она была в темно-синем бархатном платье, совершенно прямом и ровном, как ночная сорочка.

— Джейни! — вмешалась мать, и мисс Арчер, покраснев, попыталась изобразить на своем лице дерзкий вызов.

— Во всяком случае, не поехав на бал, она поступила очень тактично, — продолжала миссис Арчер.

Дух противоречия заставил ее сына возразить:

— Не думаю, что для нее это было вопросом такта. Мэй сказала, что она хотела поехать, но потом сочла вышеупомянутое платье недостаточно нарядным.

Слова эти лишь подтвердили предположения миссис Арчер, и она улыбнулась.

— Бедняжка Эллен, — заметила она просто и сочувственно добавила — Мы не должны забывать о том, какое эксцентричное воспитание дала ей Медора Мэнсон. Чего можно ожидать от девицы, которой позволили приехать на ее первый бал в черном атласном платье?

Экстравагантная красавица в исполнении Мишель Пфайфер с одной стороны, и юная невеста главного героя Мэй Велланд (её сыграла Вайнона Райдер) с другой... Мэй, в отличие от Эллен, соблюдает все правила, и, как положено молодой девушке, в романе и в фильме чаще всего появляется в светлом.

«В серебристо-белом платье, с венком из серебряных цветов в волосах высокая девушка напоминала Диану, только что вернувшуюся с охоты».

 

Кадр из фильма "Век невинности"

 

Ну а теперь перенесёмся в век XX, а, точнее, в 1912 год.

Конец La Belle Époque, "прекрасной эпохи", как назовут её позднее, уже близок. Через несколько лет, унесённые ветром войн и революций, исчезнут вызывающая роскошь и утончённость дамских нарядов, но пока... пока дамы блистают во всей красе. Европа сходит с ума от "русского балета", свои наряды создают знаменитые кутюрье Мариано Фортюни, Поль Пуаре, Жанна Пакен – их имена войдут в любой труд по истории костюма.

Царит "ориентализм" – влияние востока в искусстве, и, естественно, в моде. Роскошные огромные шляпы и боа; платья, своим силуэтом превращающие счастливых (и не очень) обладательниц в изящные статуэтки; узкие юбки, вынуждающие делать маленькие шаги.

Яркая, эффектная, экстравагантная – хотите представить, как выглядела мода этой эпохи?

Тогда посмотрите "Титаник" Джеймса Кэмерона.

История знаменитого судна, затонувшего в 1912 году после столкновения с айсбергом, воссоздана с учётом мельчайших деталей (нет, без промашек и ошибок не обошлось, но куда же без них). Только на костюмы были потрачены миллионы долларов – зато не зря.

И "Оскара" за них фильм получил тоже не зря.

Промо-кадр из фильма "Титаник": можно разглядеть роскошное вечернее платье Роуз

 

Среди костюмов и аксессуаров, приобретённых для фильма, было немало подлинных, "той" эпохи.

Помощник художника по костюмам Дэвид ле Вей всюду искал винтажные наряды и порой... страдал - если вещь была испорчена. Скажем, пятном: «Это трагедия. Наверное, владелица, надев его в первый раз, нечаянно залила соусом терияки и никогда больше не носила… Парадокс заключается в том, что из-за пятна хозяйка запрятала платье подальше в сундук, благодаря чему оно отлично сохранилось и спустя восемь десятилетий пригодится в фильме». Пятно с него, конечно, не удалить, но немного (а порою много) фантазии, и в нём уже может мелькнуть на экране очередная дама.

Художник по костюмам Дебора Скотт признавала, что «одеть персонажей по моде 1912 года было нелегко, особенно принимая во внимание, что большинство действующих лиц путешествовало первым классом. То был триумф излишества. Много можно понять о времени, породившем все эти детально выделанные произведения искусства, и о людях, тративших свои жизни на вышивание костюмов. А когда понимаешь, что нередко в день было от четырех до шести полных смен туалета, просто голова идет кругом! Все фотографии черно-белые, а когда стали разбирать коллекции старой одежды, то только восклицали: «Господи, да оно же пурпурное! Обсудив все с Джимом, мы решили одеть Роз особенно ярко, поскольку она - центр этого мира…»

Остальное создавалось по изображениям и выкройкам из модных журналов.

«У нас в офисе одна стена была увешана фотографиями пассажиров Титаника, и мы все время размышляли над ними: «Вот надел бы Джок Хьюм это, а леди Дафф Гордон – то», — вспоминала Дебора Скотт. — Однажды я стояла так, смотрела на всех этих людей, а они — на меня, и я подумала: «Это никакое не исследование. Перед нами настоящие люди, они жили в то время, плыли на том корабле». Это было сверхъестественно. Мы не просто снимали фильм - мы должны были быть достойными истории».

 

Тёмно-синее платье из, пожалуй, самой знаменитой сцены фильма – герои на носу "Титаника" буквально парят над океаном – было сшито по образцу сохранившегося платья, некогда принадлежавшего супруге губернатора Пенсильвании; кружево, которым отделали наряд для фильма, тоже было старинным.

 

Юная Роуз, главная героиня, чьей истории любви и служит фоном гибель "Титаника", только недавно побывала в Париже.

Неудивительно, что её наряды наверняка вызывали восхищённые взгляды других пассажирок (хотя этого нам не показывают), и не менее восхищённые – из зрительного зала.

Эффектное вечернее платье Роуз, чёрное и красное, дым и просвечивающий сквозь него огонь, на несколько лет стало образцовым для юных американок, которые непременно хотели надеть такое же на свой выпускной бал. 

Тёмно-синее платье из, пожалуй, самой знаменитой сцены фильма – герои на носу "Титаника" буквально парят над океаном – было сшито по образцу сохранившегося платья, некогда принадлежавшего супруге губернатора Пенсильвании; кружево, которым отделали наряд для фильма, тоже было старинным.

Узкая юбка золотистого шёлкового платья, в котором Роуз прогуливается по палубе вместе со своим возлюбленным, полосатый белый костюм и шляпа с огромным бантом, в которых Роуз поднимается на борт "Титаника" – всё это словно сошло с картинок из тогдашних модных журналов.

Вот только чулки, которые Роуз демонстрирует, весело отплясывая, явно нейлоновые, время для них ещё не пришло – но этот небольшой анахронизм фильму можно простить за всё остальное.

 

Юная Роуз, главная героиня, чьей истории любви и служит фоном гибель "Титаника", только недавно побывала в Париже. Неудивительно, что её наряды наверняка вызывали восхищённые взгляды других пассажирок (хотя этого нам не показывают), и не менее восхищённые – из зрительного зала.   

Юная Роуз, главная героиня, чьей истории любви и служит фоном гибель "Титаника", только недавно побывала в Париже. Неудивительно, что её наряды наверняка вызывали восхищённые взгляды других пассажирок (хотя этого нам не показывают), и не менее восхищённые – из зрительного зала.


 

Что ж, фильмы-иллюстрации к истории костюма встречаются не так часто, как хотелось бы.

Зато каждый из них – настоящий праздник, радующий глаз. И тем, кто разбирается в моде – потому что "наконец-то правильно", и тем, кто не разбирается – да потому что красиво, в конце-то концов!

 

Марьяна Скуратовская, историк моды, - для Sweetstyle




recommended viagra sites uk cheap kamagra uk supplier