Мода, жизнь, истории

"Красный бант в волосах!"

20.09.2009

Бант снова на острие моды! На одежде, на шляпках, на сумочках и на туфлях... И конечно, в волосах. Древнее и, наверное, вечное украшение: бант.

Вы смотрите на своё отражение в зеркале. Всё отлично, но, кажется, чего-то не хватает. Этакого. Может, нужен бантик? Вот здесь? Или… сбоку? У нас богатейший выбор. Можно украсить бантом волосы, шляпу, туфли, завязать соответствующим образом платок, галстук или шарф – да мало ли? В сущности, если взглянуть на историю лент, бантов и бантиков, то окажется, что за многие сотни лет не осталось, фактически, ни единой детали туалета, которую бы они в своё время не украшали – от нижнего белья и обуви до причёсок и зонтов. Шёлковые, бархатные, атласные, большие и крошечные – да, в общем, любые – банты одновременно и самый простой, а временами и едва ли не самый популярный способ украсить свой внешний вид.

Так что, пока мужчина, надевая вечерний костюм, возится с галстуком-бабочкой, девочка собирает волосы в хвост и прихватывает их бантом, а мы украшаем бантами букеты и подарки, многолетняя традиция продолжается.

 

Обычно, если уж заходит речь о бантах и их роли в истории моды, то непременно вспоминают французского короля Людовика XIV (1638-1715), при котором бантами одежду усеивали буквально с головы до ног. Но Король-Солнце, прославленный авторами исторических романов, законодатель мод своего времени, всё же был далеко не первым, кому это пришло в голову.

Тысячелетиями люди использовали для скрепления различных деталей туалета шнурки, ленты и тому подобные «завязки». А как ещё завязать их (да так, чтобы потом и развязать было легко), как не бантом?

Но сугубо функциональные, скромные бантики-завязки, не дающие отвалиться рукаву или упасть плащу, не так интересны. Так когда же люди додумались, что они могут одновременно служить и украшением? Довольно быстро. Банты из лент, украшающие одежду, упоминаются в текстах Джеффри Чосера (1343-1400), «отца английской литературы»; а согласно недавним исследованиям, даже суровые викинги и то были к ним неравнодушны.

 

Анна Габсбург   Ричард Сэсквилл

 

Однако более популярными украшения из лент становятся веке в шестнадцатом. Одежду по-прежнему скрепляют завязками, но теперь те заодно и украшают наряд. Кончики шнурков иногда вставляют в узкие футлярчики из драгоценных металлов, украшенные резьбой, драгоценными камнями или жемчугом, и они, эти жёсткие острые кончики своеобразных бантов, придают кокетливый вид даже строгой тёмной одежде знатных испанок. А «простой», уже привычный нам бант из ткани тоже начинает своё триумфальное шествие.

Как известно, королева-девственница Елизавета Английская обожала роскошные наряды. И вот на одном из самых известных её портретов, написанном в честь разгрома испанского флота, Непобедимой Армады, в 1588 году, мы видим королеву в торжественном, призванном подчеркнуть славу победительницы, чёрно-белом костюме, буквально усыпанном жемчугом и… многочисленными красными (а на некоторых вариантах портрета – красными и голубыми) бантами. Они буквально везде – на рукавах, корсаже, юбке. Что ж, Её Величество была истинной женщиной. Идут годы, банты всё больше входят в моду.

 

Елизавета Тюдор

 

В первые десятилетия нового, семнадцатого века, пышные, широкие рукава женских платьев в нескольких местах перехватывают шёлковыми лентами – так, чтобы получились буфы, и завязывают их пышными бантами. Такой же шёлковой лентой с бантом охватывают талию, и получается своеобразный, очень изящный пояс.

В 1630-ые годы, когда в моду входят огромные отложные воротники, следящая за модой дама зачастую прикрепляла на груди небольшой яркий, или же, наоборот, тёмный бант, красиво контрастировавший с белоснежными кружевами.

Но вот настаёт эпоха, когда бант не просто украшает одежду – отныне и на несколько десятков лет он король отделки и аксессуаров. Банты везде. Они украшают одежду, обувь, причёски, мужчин и женщин… И их много. По нашим современным меркам – порой немыслимо много.

Итак, сперва о дамах. Портреты той эпохи порою просто пестрят от бантов. Особенно это относится к француженкам и итальянкам – англичанки носят более сдержанные туалеты. А вот первые украшают бантами, причём не такими ужи маленькими – порой с ладонь размером – свои завитые в тугие локоны причёски, пышные юбки… Банты выглядывают из-под оборок, привлекают внимание к глубоким вырезам, поддерживают верхние юбки, давая возможность продемонстрировать нарядные нижние. Их носят по отдельности и целыми гроздьями, из узких лент и широких. Маленькие девочки, девушки на выданье, замужние дамы – банты украшают всех.

 

Женский костюм, 17-й век

 

Но теперь банты часто носят и мужчины. До тех лет, когда банты станут исключительно дамской привилегией, ещё далеко…

В 1660-ых годах в моду входит галстук. Его формам и узлам предстоит поменяться ещё сотни раз, но пока что к нему прилагается узкая лента, завязанная маленьким бантом. На протяжении следующих двадцати лет бант будет увеличиваться в размерах, пока к концу столетия не станет огромным.

Помните Артемона из фильма «Приключения Буратино»? Чёрный костюм, украшенный оборками, кружевами и огромный красный бант, завязанный у ворота – так или приблизительно так мог выглядеть придворный щёголь времён Людовика XIV, разве что тогда предпочитали яркие цвета, в том числе и для галстуков – розовые, красные, голубые…

 

Филипп, герцог Орлеанский

 

Но мужчины носили банты не только в виде галстуков. Банты украшали перчатки, туфли, трости, рукава – порой количество бантиков и розеток исчислялось несколькими сотнями, а уходило на них несколько сотен же метров дорогих лент. И это на один-единственный костюм! Не считая шарфа, которым галантные кавалеры опоясывались, и завязывали, конечно же, тоже в виде банта.

По сути, банты дали название эпохе – ведь их называли «galants, gallants».

«Галантная эпоха»…

Но всё равно или поздно приходит к концу, и к концу семнадцатого века бант сдаёт свои позиции в том, что касается мужского костюма. Разнообразнейшие галстуки и ленты, прихватывающие косицы пудреных париков – вот что останется мужчинам. Но дамы – те будут обожать банты по-прежнему.

Надвигался век восемнадцатый. Костюмы эпохи рококо изящны и необыкновенно женственны – в моде снова контраст между тонкой талией и очень пышными юбками. И его отлично подчёркивает «дорожка» из бантов, спускающихся от декольте к мысу корсажа, причём каждый следующий бант меньше предыдущего. Рукава платьев узкие, облегающие руку до локтя, а затем расширяющиеся пышным колоколом, и снова-таки этот контраст подчёркивают изящные бантики. Шёлковые и кружевные ленты повязывают вокруг шеи, где они оттеняют белоснежную кожу груди, привлекая к ней внимание.

 

Портрет маркизы де Помпадур

 

По одному или десятками, совпадающие по цвету с платьем или, наоборот, контрастирующие с ним, банты украшают придворные туалеты и пеньюары, наряды для прогулок и причёски, усеивают прозрачные ткани или придают воздушность плотным шелкам. Скромная нить жемчуга окружает шею, но вот дама поворачивает голову, и оказывается, что вместо застёжки у ожерелья – кокетливый бантик…

 

Мэри Фокс, баронесса Холланд

 

От бантов дамы не откажутся и позже, когда на смену прихотливым платьям «рококо» придёт относительно простой стиль «ампир». И даже в нарядах, напоминающих об античности – простые линии, завышенная талия, ниспадающие складки – найдётся место для бантов. Они украшают бальные платья, ими завязываются под грудью шёлковые пояса или подбородком широкие ленты шляпок, банты украшают и сами шляпки.

 

Леди Уэсбрук Чендлер

 

Позднее, в конце 1820-ых годов, когда на смену простым линиям снова приходят пышные юбки рукава, а «античные» причёски сменяют сложные сооружения из локонов, гребней, шпилек, и, конечно же, бантов, последние снова завоёвывают утерянные было позиции. Даже у консервативных, чопорных замужних дам находится место для яркого банта – скажем, на скромном с виду белом чепце. А кокетливая дама норовила выставить на всеобщее обозрение носок туфельки, украшенной бантом или розеткой из лент. Точь-в-точь как её прапрапрадед сто пятьдесят лет назад... 

В середине девятнадцатого века дамам становится мало бантов, усеивающих их юбки, рукава и шляпки, и они посягают на деталь ранее сугубо мужского туалета – галстуки. Так что теперь порой из-под кружевного воротничка платья или блузки выглядывает лента, завязанная бантом. А ленты шляпок теперь зачастую двойные – узкие «утилитарные» и широкие «парадные». Первые завязывают под подбородком скромным бантиком, они призваны всего лишь удержать шляпку на месте, зато вторые завязывают поверх первых пышным бантом, чтобы продемонстрировать красоту дорогой шёлковой или бархатной ткани.

 

 Варвара Мусина-Пушкина, 1857 год

 

К концу века крой дамских нарядов всё больше усложняется, и банты усеивают их всё более густо.

Романтическое бальное платье из кремового шёлка и кружев, которое счастливая обладательница носила в 1885 году, украшено маленькими бантами по подолу и огромным, сантиметров сорок в ширину, бантом сзади. Чуть пониже спины… Спустя сто лет такой же бант украсит наряд от Chloe.

 

Бальное платье, 1885 год Chloe, 2005

 

Но до этого ещё далеко.

Теперь, в эпоху турнюров, дамы стремились подчеркнуть красоту не только шеи, бюста, рук, но и плавный изгиб поясницы. Пышные складки присобранных сзади и по бокам юбок не могли не привлечь внимание – всё прикрыто многочисленными складками, оборками и бантами, но оттого не менее, а даже более соблазнительно. Ну а банты способны придать даже самым закрытым, с длинными рукавами и глухим воротником платьям из плотных тканей очень женственный и кокетливый вид.

Великая поэтесса Марина Цветаева, никогда не любившая наряжаться, - и та прославила бант! Красный бант... Правда, не как украшение, а как символ:

 

Красный бант в волосах!

Красный бант в волосах!

А мой друг дорогой -

Часовой на часах.

Он под ветром холодным,

Под холодной луной, -

У палатки походной -

Как столб соляной.

Подкрадусь к нему тихо -

Зычно крикнет: - Пароль!

- Это я! - Проходи-ка,

Здесь спит мой король!

- Это я, мое сердце,

Это - сердце твое!

- Здесь для шуток не место,

Я возьму под ружье.

- Не проспать бы обедни

Твоему королю!

- В третий раз - и в последний:

Проходи, говорю!

Грянет выстрел. На вереск

Упаду - хоть бы звук.

Поглядит он на Север,

Поглядит он на Юг,

На Восток и на Запад, -

Не зевай на часах! -

Красный бант в волосах,

Красный бант в волосах!

 

Огромные банты на шляпах с не менее огромными полями, небольшие банты, способные украсить даже скромные дневные костюмы… Даже две мировые войны оказались не в силах вытеснить из моды следующего, двадцатого века эти милые украшения. Бантик в волосах Коко Шанель, банты на вечерних переливающихся платьях голливудских див тридцатых годов, завязанные вокруг талии шарфы пятидесятых.

...Ситуация не изменилась и по сей день.

Просмотрите фотографии с модных показов последних лет, и не в одной коллекции, то в другой непременно увидите романтичные банты. Для некоторых дизайнеров – скажем, для элегантного итальянца Giambattista Valli – банты стали почти неотъемлемой чертой его коллекций, особенно вечерних платьев. И он не изменяет себе – в следующем сезоне, весной 2010 года, банты будут красоваться не только на его роскошных вечерних туалетах, но и на скромных повседневных платьях, придавая им изюминку. Правда, он не первый – за последние годы пояса-ленты с бантами появлялись в коллекциях и от Oscar de la Renta, и от Valentino. А весной и летом текущего года какие только дома моды не считали нужным поддерживать эту самую моду на бант… От Chanel и Moschino до Vivienne Westwood и Celine. Большие и очень большие, посаженные ровно или асимметрично; дополнительный аксессуар или неотъемлемая часть платья, скроенная в виде банта; на шее, груди, поясе.

Но и в следующем году они по-прежнему будут в моде. У Balenciaga пышный бант будет выглядывать из-под жакетов, украшая шёлковые топы… на животе. Нечто среднее, между завязанными узлом полами рубашки и мягким поясом – мгновенное преображение в остальном скромного наряда.

 

Chanel, весна 2009 Balenciaga, коллекция 2010

 

По-прежнему банты будут у Moschino, украсят коллекции Yves Saint Laurent и Frankie Morello.

Причём украсят не только одежду.

В этом году тот же дом моды Yves Saint Laurent выпустил сумку Y-Bow Bowler. Нейтральные цвета – серый или бежевый, классический дизайн… И «бант», который превращает скромную элегантную сумку в нечто совершенно особенное.

А кокетливый двойной бант, украсивший клатч от Chloe? А целая серия клатчей с бантами от Christian Louboutin? А по-детски очаровательные балетки и сумочки Miu Miu?

 

Клатч Chloe

 

А «дикий, но симпатичный» бант для волос, который в честь пятидесятилетнего юбилея куклы Барби создал Alexis Mabille?

Зайдите в любой магазин аксессуаров, и вы непременно найдёте ободок для волос с кокетливым бантиком. Сбоку.

Нам, видимо, не суждено с ними расстаться.

Красиво завязанный бант – по-прежнему символ элегантности, способный превратить повседневный наряд в поистине нарядный. Или же, наоборот, придать легкомыслия и инфантильности, напомнив о тех бантиках, которые мамы завязывают маленьким дочкам. Или сделать ваш образ романтичным…

Украсьте им причёску, прикрепите к туфлям, завяжите ленту в качестве пояса или галстука, приколите к лацкану жакета (только, умоляю, не одновременно)! И будьте уверены, что вас поддержат. Ведь банты в моде.

Но, главное, они – «классика», а значит, вечны.

 

Марьяна Скуратовская, историк моды - для сайта Sweetmama.ru

 

из коллекции Sweet Mama из коллекции Sweet Mama