Мода, жизнь, истории

Костюм для русалки

15.06.2010

"Купальник" – слово не то чтобы легкомысленное, но из тех, над которым не раздумываешь.

Зачем? Надеваешь купальник и бежишь... куда?

Естественно, купаться.

А вот "купальный костюм" звучит куда более солидно, и намекает, что у него, как и любого другого костюма, есть своя история.

 

 

 

   

 

Старинные купальники (хотя назвать их так язык поворачивается с трудом – слишком уж они бывали монументальны) приветственно машут своим современным собратьям длинными рукавами, пышными подолами, многочисленными оборочками и, наверное, завидуют.

Завидуют тому, что было совершенно недоступно женщинам, которые носили их, зато доступно сегодня нам. Доступно настолько, что мы об этом не задумываемся.

Удобство.

Сейчас, выбирая купальник, мы обращаем внимание на цвет и фасон, а то, что в нём нам удобно, ничего нигде не путается, не прилипает к ногам... Это само собой разумеется.

 

Купальники для беременных от Sweetmama

 

Сложно не вспомнить отличное описание сражения дамы и её купального костюма в книге Джеральда Даррела "Моя семья и другие звери". Действие происходит в тридцатых годах, и сестра автора, Марго, загорает, по его словам, "в микроскопическом купальнике", а вот мама, которой тогда было около пятидесяти, предпочитает купальные костюмы времён своей молодости.

"Смущенно развязав пакет, мама изумила нас всех, вытащив оттуда на редкость бесформенное одеяние из черной материи, покрытое сверху донизу бесчисленными оборочками и складочками.

– Ну, что вы об этом скажете? – спросила мама.

Мы уставились на странный наряд, пытаясь отгадать, для чего он предназначен.

Что это такое? - Купальный костюм, разумеется!– Что это такое? – спросил наконец Ларри.

– Купальный костюм, разумеется,– ответила мама.– Что же это еще, по-вашему, может быть?

– Он напоминает мне сильно исхудавшего кита,– сказал Ларри, приглядываясь к костюму.

– Ты это ведь не наденешь, мама,– сказала пораженная Марго.– Можно подумать, что он сшит в двадцатом году.

– А для чего тут оборки и все вот эти штуки? – с интересом спросил Ларри.

– Для украшения, конечно,– с негодованием ответила мама.

– Ничего себе украшения! Не забудь вытряхивать из них рыбу, когда будешь выходить из воды.

– Могу лишь сказать, что мне это нравится,– твердо заявила мама, засовывая чудовище обратно в пакет.– И я буду его носить.

– Ты можешь затонуть во всей этой амуниции,– серьезно сказал Ларри.

– Мама, это ужасно. Его нельзя носить,– сказала Марго.– Ну почему ты не купила что-нибудь более современное?

– Когда ты доживешь до моих лет, милая, ты не станешь ходить в трусах и лифчике... У тебя будет не та фигура.

– Хотел бы я знать, на какую же фигуру было рассчитано вот это,– заметил Ларри".

А дальше описывается сцена, забавная для зрителей, но не для участников – как счастливая обладательница купального костюма сражается с псом, который, видимо, принял его за морское чудовище, напавшее на хозяйку, с морскими волнами, да и с самим костюмом, который намок, раздулся и стал походить на "дирижабль из оборок и складок".

 

Что ж, древние гречанки, равно как и древние греки, были, наверное, в наиболее выгодной ситуации, обходясь вообще без купальных костюмов (кто хоть раз купался, особенно в море, подобным образом, может оценить всю прелесть отсутствия купальника). 

Множество статей, посвящённых истории купальных костюмов, указывают, что, мол, ещё древние римлянки носили нечто, напоминающее современные купальники-бикини.

Что ж, на сицилийской вилле Романа дель Казале действительно сохранились мозаики начала IV века, и стройные девушки на них действительно одеты в тёмные "раздельные купальники", но... Они занимаются спортом, а купанье тут ни при чём. Есть и другая версия – что это танцовщицы, разыгрывающие представление.

Как бы там ни было, сходство, конечно, разительное, и в очередной раз напоминает, что "ничто не ново под луной".

Даже, казалось бы, последний писк моды, которая на самом деле просто делает очередной виток (или изящный завиток).

 

Что ж, на сицилийской вилле Романа дель Казале действительно сохранились мозаики начала IV века, и стройные девушки на них действительно одеты в тёмные "раздельные купальники", но... Они занимаются спортом, а купанье тут ни при чём.

 

Мишель Мерсье в фильме "Анжелика и Король" 

Знаменитый, потрясший воображение наших мам купальный костюм Анжелики из фильма "Анжелика и король" не имеет ни малейшего отношения к действительности!

 

Главная героиня появляется в соблазнительно-короткой рубашке, надетой, по всей видимости, поверх корсета, и чулках. 

Изучать историю костюма по "костюмным" фильмам не стоит (за редчайшим исключением).

Купальный наряд Анжелики показался бы крайне нескромным и двести лет спустя.

Если уж дама в XVII веке и решалась купаться, то одеяние было длинным и широким, с длинными рукавами, и укрывало всё тело от чужих взглядов, пусть даже о совместном купании мужчин и женщин речь пока не шла (если вы, конечно, не развесёлая селянка, которая готова купаться и нагишом).

В течение долгих десятилетий купальный костюм особо не менялся, разве что в подолы дамы начали вставлять "утяжелители", чтобы костюм целомудренно и по возможности чинно укрывал ноги, а не всплывал на поверхность.

Купальный костюм 1810 годаОднако в конце XVIII и особенно начале XIX века ситуация меняется – морские курорты становятся популярными, и теперь купальному костюму уделяют немногим меньше внимания, чем платьям и шляпкам (впрочем, поначалу это и были платья и шляпки).

Вот как описывается в дамском журнале за 1807 год костюм для прогулок по берегу (до раздельных купальников и парео ещё далеко): "Платье из белого батиста или нежно-розового муслина, с длинными рукавами и манжетами "под старину" из белого муслина – оно надевается поверх штанишек из белого французского батиста, которые отделаны так же, как и подол платья. Узорчатый короткий шарф желтовато-коричневого цвета, с широкой светло-зелёной каймой и пышными шёлковыми кистями; перчатки из кожи козлёнка; сандалии из бледно-жёлтого или белого сафьяна завершают этот поистине простой, но привлекательный наряд".

Привлекательный, но по-прежнему не очень удобный.

 

Меняется мода, меняются в соответствии с ней и купальные костюмы, но суть – укрыть всё тело множеством слоёв ткани – не меняется.

Скажем, в середине века, когда дамы красовались в пышных юбках с кринолинами, в воду они входили в закрытом, без декольте, платье длиной до колен (и, конечно, тоже с пышной юбкой), шароварах и чулках.

В 1880 становится популярной модель "Принцесса" – блузка и штаны, соединённые в единое целое, и надевающаяся поверх них юбка. Плотные ткани – саржа, шерсть или фланель, тёмные оттенки...

Добавим к этому чепчик или шляпку, туфли или ботиночки, и пожалеем дам викторианской эпохи – будем надеяться, они всё-таки получали хоть какое-нибудь удовольствие от купания в своём обмундировании.

Кто из нас сейчас согласился бы купаться в таком? Уж лучше посидеть на берегу.

Кто из нас сейчас согласился бы купаться в таком? Уж лучше посидеть на берегу.

 
 
Однако постепенно и юбки, и штаны, и рукава начинают укорачиваться, так что к концу века купальщицы уже демонстрируют, о ужас, щиколотки и обнажённые руки! Затем рукава исчезают, появляются вырезы, приоткрывающие грудь и спину, ноги прикрываются уже только до колен... Так что в начале XX века купальщица уже не стесняется показываться на пляже в одежде, открывающей Великую Тайну Бытия – у женщин есть тело!
 

Купальный костюм плотной вязкиОбразы дам в купальных костюмах волновали воображение писателя Джека Лондона. Вот эпизод из романа "Маленькая хозяйка большого дома", Паола  предстает перед влюбленным Грэхемом (и читателями) в купальном костюме:

"Грэхем с тайным восхищением оглядел Паолу. Она была не в белом шелковом трико, которое, видимо, надевала только в женском обществе, а в кокетливом, модном купальном костюме из переливчатого синевато зеленого шелка — под цвет воды в бассейне; короткая юбка не доходила до колен, нежную округлость которых он тотчас же узнал. На ногах ее были длинные чулки того же цвета и маленькие туфельки; привязанные перекрещивающимися ленточками. На голове — задорная купальная шапочка: такая же задорная, как и сама Паола".

И все эти шелка и ленты не мешали ей нырять, прыгать с вышки, делать в воздухе сальто, в общем - демонстрировать спортивную подготовку!

Другая героиня Лондона, из книги "Прибой канака", своим купальным костюмом шокирует пляжных модниц:  

"Ида Бартон - вот кто вызывал их осуждение и беспокойство. Они осудили ее, и притом бесповоротно, с первого же взгляда. Сами они - мастерицы себя обманывать - воображали, что их шокирует ее купальный костюм. Но Фрейд недаром утверждает, что там, где затронуты вопросы пола, люди бессознательно склонны подменять действительность вымыслом и мучиться по поводу собственного вымысла не меньше, чем если бы он был реальностью.

Купальный костюм Иды Бартон был очень миленький - из тончайшей черной шерсти самой плотной вязки, с белой каймой и белым пояском, с небольшим вырезом, короткими рукавами и очень короткой юбочкой. Как ни коротка была юбочка, трико под ней было еще короче.

Однако на соседнем пляже яхт-клуба и у кромки воды можно было увидеть десятка два женщин, не привлекавших к себе настороженного внимания, хоть и одетых более смело. Их костюмы, такие же короткие и облегающие, были совсем без рукавов, как мужские, а глубокий вырез на спине и подмышками указывал на то, что обладательницы их освоились с модами 1916 года.

Таким образом, не купальный костюм Иды Бартон смущал женщин, хотя они и убеждали себя, что дело именно в нем. Смущали их, скажем, ее ноги, или, вернее, вся она, нестерпимый блеск ее очаровательной, вызывающей женственности. Этот вызов безошибочно чувствовали и пожилые матроны, и дамы средних лет, и молодые девушки, оберегавшие от солнца свои слабенькие, затянутые жирком мышцы и тепличный цвет лица.  Да, в ней был вызов, и угроза, и оскорбительное превосходство над всеми партнершами в той маленькой жизненной игре, которую они сами выдумали и вели с переменным успехом.

Но они этого не высказывали. Они не позволяли себе даже мысленно это признать.

Они воображали, что все зло в купальном костюме, и осуждали его, словно не видя двух десятков женщин, одетых более смело, но не столь катастрофически красивых."

Купальщицы, начало ХХ века

 

Правда, некоторым купальщицам за смелость приходится платить – в 1907 году двадцатилетнюю Аннет Келлерман, которая за два года до этого стала первой женщиной, попытавшейся переплыть Ла-Манш, арестовали на бостонском пляже.

За что?
 
За нарушение приличий – её цельный купальный костюм показался слишком нескромным. 
 

Что ж, Аннет была смелее многих своих современниц; в конце концов, именно она, став актрисой, девять лет спустя появилась на киноэкране полностью обнажённой – впервые в истории кино.

 

   

В начале XX века купальщица уже не стесняется показываться на пляже в одежде, открывающей Великую Тайну Бытия – у женщин есть тело!

Купальный костюм с чулками

 

 

Уже к началу 1920-ых годов купальник – теперь его уже смело можно так назвать – упростился.

Короткие штанишки и туника.

Правда, заканчивались штаны обычно где-то посередине бёдер, их широкой части, что зрительно делало ноги короче и толще, но это сегодняшняя точка зрения, а тогда все были довольны – и женщины, которые могли, наконец, купаться и плавать свободно, и мужчины, любовавшиеся женскими формами.

 

 

В 1930-ые годы купальник, наконец, становится раздельным, и уже начинает напоминать современные – бюстгальтер, порой уже даже без бретелек и трусики, непременно с высокой талией. Строгий кодекс производства голливудских фильмов запрещал актрисам, появляющимся на экране в купальных костюмах, демонстрировать... пупок!  Казалось бы, такое невинное место...

 

 

Рита Хэйворт у бассейна: пупок стыдливо прикрыт

Мерилин Монро в традиционном "голливудском" купальнике

 

В 1940-ые в моду вместе со стилем "new look" – осиная талия, корсеты, плавная линия бёдер – входят цельные купальники, подчёркивающие фигуру.

И уже никуда не уйдут, ведь даже (и в особенности) на дамах с пышными формами они смотрятся выигрышно, делая их более стройными.

Уплотнённая талия и бока, жёсткие чашечки.

 

В 1940-ые в моду вместе со стилем "new look" – осиная талия, корсеты, плавная линия бёдер – входят цельные купальники, подчёркивающие фигуру. И уже никуда не уйдут, ведь даже (и в особенности) на дамах с пышными формами они смотрятся выигрышно, делая их более стройными. Уплотнённая талия и бока, жёсткие чашечки.

В 1940-ые в моду вместе со стилем "new look" – осиная талия, корсеты, плавная линия бёдер – входят цельные купальники, подчёркивающие фигуру. И уже никуда не уйдут, ведь даже (и в особенности) на дамах с пышными формами они смотрятся выигрышно, делая их более стройными. Уплотнённая талия и бока, жёсткие чашечки.

 

А пресловутый раздельный купальник, благодаря которому в словарях появилось новое слово?

В 1946 году Жак Хайм разработал модель "самого маленького купальника в мире", назвав его "Атом", а Луи Реар (так и хочется сказать – ох уж эти французы!) ещё уменьшил его. Атом распался дважды – на атолле Бикини провели испытания ядерной бомбы, а в моду вошёл купальник "бикини". Как сказал Реар, он "такой маленький, что рассказывает о девушке абсолютно всё – за исключением девичьей фамилии матери!"

Но дорогу вновь пришлось прокладывать женщине, готовой предстать перед публикой в минимальном количестве одежды или без неё – первой в бикини появилась танцовщица-стриптизёрша, Мишелин Бернардини.

А когда и этот купальник стал обычным, дизайнер Рудольф Гернхайт представил публике "монокини" – в отличие от "би-", он был цельным, зато полностью открывал грудь. Легко представить, как клеймили этот купальник в прессе, и, тем не менее, клиенты находились. Правда, не столько среди смелых купальщиц, сколько среди владельцев развесёлых заведений...

Позднее словом "монокини" стали называть формально цельный купальник, однако скроенный так, что скрывает он столько же, сколько и бикини; а затем уже и просто нижнюю часть купальника, плавки, когда женщины стали появляться на пляже, не прикрывая грудь уже ничем.

 

А когда и этот купальник стал обычным, дизайнер Рудольф Гернхайт представил публике "монокини" – в отличие от "би-", он был цельным, зато полностью открывал грудь. Легко представить, как клеймили этот купальник в прессе, и, тем не менее, клиенты находились. Правда, не столько среди смелых купальщиц, сколько среди владельцев развесёлых заведений...

 

С тех пор у женщин появился богатый выбор – от "ничего" или "почти ничего" до ретро-купальников.

Загляните в любой модный каталог, и в глазах запестрит – выбрать что-то одно (два, три, десять) при таком изобилии крайне сложно. Вас будут уверять, что модны рисунки "в горошек", полоска и клетка, яркие цвета, но легче от этого не станет. А, значит, лучше просто-напросто выбрать то, что подходит именно вам.

Купальник, даже "закрытый", и так открывает достаточно много, а раз так, то, как ни один другой предмет костюма, он способен выставить напоказ недостатки, реальные и мнимые.

Надевайте что угодно, хоть почти ничего не прикрывающие плавки из нескольких тесёмок (только помните, что загар для груди не полезен), если ваша фигура это позволяет.

Купальник для беременных от SweetmamaА если нет, схитрите!

Ряд советов по поводу того, как замаскировать недостатки обычной одеждой, подойдут и для купальников. К примеру, рюши и оборки в верхней части, если вам кажется, что бюсту не хватает пышности, или же тёмные, глубокие цвета, если у вас прямо противоположная проблема.

Только будьте осторожнее с такими советами – конечно, высокие вырезы снизу на боках зрительно удлинят ноги, но если вы не похожи на прекрасную Таис Афинскую, чьи бёдра в одноимённом романе сравнивают с линиями амфоры, "без малейших западинок", если у вас нет этого "дара Харит", то вы себя не украсите.

Зато короткая юбочка не только прикроет полноватые бёдра, но и кокетливо напомнит о временах, когда в таких купальниках щеголяли наши бабушки и идеально-прекрасные голливудские дивы.

Словом, входите в воду, и главное – не стесняйтесь.

В конце концов, вы пришли сюда купаться!

 

Марьяна Скуратовская, историк моды, - для Sweetmama